Как правильно покупать готовый бизнес

Kak-prvilno-pokupat-biznes

Psihologiy-yspexa.ru

Как правильно покупать готовый бизнес

Прежде чем купить салон красоты, предприниматель Сергей отправил туда 10 знакомых барышень в качестве клиенток. Прежний хозяин вел двойной учет: по кассе и по внутренним чекам, хранящимся у администратора. Все принесенные барышнями чеки Сергей тщательно сверял с чеками, предоставленными продавцом. Только так он мог убедиться, что сведения о доходности бизнеса соответствуют реальности.

Бесплатная услуга

Сегодня рынок действующих компаний в нашей стране — это рынок продавца. Белый бизнес встречается по-прежнему нечасто, и потенциальному покупателю приходится довольствоваться той информацией, которую предоставил прежний хозяин, или разными способами проверять ее. Кроме того, даже если сделка пройдет успешно, новый владелец практически никак не застрахован от того, что уйдет вся команда, на которой держится бизнес. Но при всех этих трудностях желающих приобрести готовое предприятие немало, спрос превышает предложение, и покупатель вынужден выбирать из того, что имеется на рынке.

Информацию о продающихся компаниях можно получить:

1. В открытых источниках — в Интернете и СМИ (в Рунете можно найти порядка 70 специализированных сайтов, публикующих объявления о компаниях на продажу) ;
2. От консалтинговых фирм, оказывающих посреднические услуги при купле-продаже компаний. Среди них есть агентства широкого профиля, как «Магазин готового бизнеса» или «Бизнес Оценка Груп», и специализирующихся на каких-нибудь отраслях, как сервисная компания «Бизнес-Гарант» (туризм и рестораны) или Restcon (ресторанный бизнес) ;
3. В риэлторских агентствах. Во многих случаях недвижимость — основной актив предприятия, поэтому риэлторы берутся продавать не просто стены или землю, но и бизнес, который там находится. Например, среди объектов, продаваемых корпорацией «Инком-недвижимость», — ресторан в здании — памятнике архитектуры на Полянке за $178 000 и деревообрабатывающий цех в Твери с земельным участком 0,6 га за $240 000. Как сообщил агент Павел Завьялов, последний объект — действующее предприятие со штатом сотрудников, базой поставщиков и клиентов.

В большинстве случаев услуги посредника оплачивает продавец. Условия обсуждаются в индивидуальном порядке, цена колеблется от 1% до 12% от суммы сделки. Реже консультанты берутся за целевой поиск объекта для покупателя. По словам Владислава Кочеткова, консультанта МГБ, как правило, заказывают покупку крупных компаний и услуга обходится не менее чем в $5000 — 7000.

Посредник, работая на продавца, с одной стороны, заинтересован продать бизнес подороже, поскольку от стоимости зависит его гонорар. С другой стороны, если цена завышена, он старается объяснить это клиенту. А продавцы часто определяют цену своего детища без особой связи с рыночными реалиями: они учитывают то, что вложили в фирму за эти годы, какая сумма им лично необходима. «Многие хотят продавать просто за нереальную стоимость, — говорит Андрей Петраков, исполнительный директор Restcon. — Я помню, один продавец хотел $200 000, а красная цена бизнесу была $40 000 — 50 000″.

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*